Стихи:
1.2.3.4.5.
6.7.8.9.10. | .
11.12.13.14.15.
16.17.18.19.20. | .
21.
|
Пятый ангел. Пятая труба комментируется в 1—2 стихах. Эта труба — первое горе (см. Откровение 8:13, 9:12, 13).
Падающая звезда. Или же упавшая звезда. Звезда описанная здесь, показана, как уже упавшая в зенит. Интересно заметить, что символ “падающей звезды” встречается также в иудейской апокрифической литературе при описании сатаны, как звезды упавшей с неба (Р. Х. Чарльз “Апокрифы и Псевдография Ветхого Завета” 2 т. 25 стр.).
И дан был ей. Это говорит о том, что власть символизируемая мечём не была присуща ей, но была дана на время высшей силой.
Ключ. Обладание ключом означает иметь власть открывать и закрывать (см. Откровение 3:7. Мф. 16:19).
Пятая и шестая трубы описывают разрушительные войны сарацинов и турков. Войны между Персией при Карксе (590—628 г.) и Римской империи при Геракле (610—641), которые привели к ослаблению эти два государства и приготовили таким путём всю обстановку для победы ислама. Ключ означает падение Каркса—2, чьё низвержение и насильственная смерть в 628 г ознаменовала конец Персидской империи и таким образом открылся свободный путь для продвижения арабских сил.
Кладезь бездны. Т. е. “бездонная пропасть”. Греческое слово “бездна” часто повторяется в переводе 70—ти для перевода слова “техот” см. Быт 1:2, где это слово означает “первобытный океан”. В Иова 41:24 — слово “бездна” представляет вообще море, а в Пс. 70:10 — “глубины земли”. “Бездна” также является местом обитания левиафана. Относя это определение к арабам, “бездна” символизирует необъятные аравийские пустыни, откуда и вышли эти последователи Магомета, чтобы распространить свою власть над огромными территориями.
Кладязь бездны. см. Откровение 9:1.
Вышел дым. ср. с Откровение 6:12. Или как говорит иностр. перевод “мрак, тьма”. Мрак характеризует также и пятую язву (см. Откровение 6:10). Что касается ислама, помрачение солнца означает помрачение солнца христианства. Таким и было влияние распространения религии ислама.
Саранча. Выход саранчи напоминает язву, посетившую Египет (см. Исх. 10:13—15). В начале 8 столетия испанский монах Битус учил, что саранча является символом мусульман, которые в его дни покорили северную Африку, ближний Восток и Испанию. И с тех пор многие исследователи Св. Писания и истории придерживаются того же мнения.
Скорпионы. Обыкновенная саранча не нападает на людей, но эта саранча описана как обладающая ядом скорпионов, которые известны своим враждебным отношением к человеку (см. Иез. 2:6. Лк. 10:19. 11:12)
Чтобы не делала вреда. Саранча поражает зелень, а не людей. Но этой саранче было повелено не вредить растительности, а только нечестивым людям. Кто представляет саранчу, как символ скорпионов понимает, что это запрещение отражает политику арабских победителей, которые запрещали наносить имущественный вред христианам и иудеям, если последние платили подать. Относительно этого история сохранила приказ, изданный Абу—бекром (преемником Магомета) его солдатам: “Вы встретите людей принадлежащих к синагоге сатаны, которые бреют головы — будьте уверены в том, что вы рассечёте их головы и лишите их крова, если они не станут магометянами или же не уплатят подати” (“Упадок и падение Римской империи” Ю. Б. Буррей 5 т. 416 стр.).
Относя это выражение к арабам мусульманам, то это ограничение является их решением оставить в живых побеждённых, чтобы таким путём они снабжали всем необходимым продвигающихся вперёд захватчиков.
Не имеющих печати. Так как соблюдение субботы является внешним знамением внутренней работы запечатления Св. Духом (Иез. 9:4), то подвергающиеся нападению саранчи — это те, кто не соблюдает истинной субботы.
На челах. см. Иез. 9:4. Откровение 7:3.
И дано ей не убивать их. Наказание, приносимое саранчой приносило муки и страдания, но не смерть.
Пять месяцев. Для выяснения этого вопроса смотрите доп. ком. к этой же главе.
Скорпион. см. 3 ст. Укус скорпиона причиняет страшные муки, но редко оканчивается смертельным исходом.
5, 14, 15 ст. “В 1840 г произошло другое замечательное событие исполнившегося пророчества. За два года до исполнения этого события Иосиф Лич, один из видных руководителей вестников о тором пришествии Христа, опубликовал объяснение 9 главы книги Откровения, предсказывая падение Турецкой империи. Согласно этого толкования, это должно было произойти в 1840 г в августе месяце и за несколько дней до этого исполнения он писал: “Согласно общему признанию, первый период 150 лет точно совпадает с восшествием императора на престол с разрешения турков, и что 391 год и 15 дней начавшиеся в конце первого периода окончатся 11 августа 1840 года и завершится падением Турецкой власти в Константинополе. И я убеждён, что все это сочтут за случайность” (Лич “Знамения Времени” 1840 г.).
В вышеуказанное время Турция через своих послов приняла покровительство союзников Европы и подпала под зависимость и контроль христианских наций. Всё это произошло в точно предсказанное время (
Искать смерти. ср. это состояние с Откровением 6:15, Иова 3:21, Иер. 8:3.
По виду. “Подобие, сходство”.
Подобна коням. см. Иоиль 2:4, которое и напоминает это место. Кавалерия была отличительной чертой арабских военных сил.
Венцы. Символ победы (см. Откровение 2:10), Некоторые усматривают в этом национальный убор арабов — тюрбан.
Лица человеческие. Подчёркивает мысль, что посещение саранчи — это люди.
Волосы как у женщин. Арабские всадники носили длинные волосы.
Зубы как у львов. Это образное выражение говорит о силе и жадности захватчиков.
Брони. Чешуйчатость, покрывающая саранчу вполне соответствует её описанию. Как образное выражение, это слово говорит о непоколебимости этих людей исполнить на них возложенную задачу.
Как стук от колесниц. ср. с Иоиль 2:5.
Хвосты как у скорпионов. Т. е. подобно хвосту скорпиона, в котором и содержится ядовитое жало.
Власть. Греческое выражение “авторитет”.
Вредить людям. см. Откровение 9:4.
Пять месяцев. см. доп прим. к этой главе.
Царём над собой. Мудрый Лемуил говорит: “Саранча не имеет царя, но выступает стройно” (Пр 30:27). Выступающая здесь саранча действует очень организованно, так как имеет над собой царя, приказам которого и повинуется. Некоторые комментаторы считают, что 5 и 6 трубы относятся у мусульманам арабам и туркам, и видят в этом ссылку на царя Османа (1299—1326 г.), традиционного основателя Турецкой империи. Его первое нападение на Греческую империю, со слов Гиббона, произошло 2 июля 1299 г, берётся исходной точкой пятимесячного срока мучений и страданий (см. Откровение 9:7, 10). Относительно дальнейшего объяснения по этому поводу см. доп прим к этой главе.
Ангел. Или “вестник”, выходящий из бездны.
Аваддон. Перевод с евр. — “разрушение”, “уничтожение”. Это слово равноценно по значению в Иова 31:12 и параллельно слову “ад”, которое будет иметь значение “место обитания смерти” (Иов 26:6). Употребление в данном случае этого еврейского слова имеет своё особенное значение, если помнить о том, что символика, используемая Иоанном имеет еврейское и иудейское происхождение.
А по—гречески. Иоанн упоминает это слово по—гречески, так как имел в виду своих читателей — греков.
Аполлион. Греческое выражение — “тот, кто разрушает”, “губитель”.
Горе. см. Откровение 8:13.
Шестой ангел. Т. е. второе горе (см. Откровение 8:13, 11:14, 9:12).
Четыре рога. О рогах жертвенника в древнем святилище см. Исх. 37:26.
Золотой жертвенник. Вне всякого сомнения, что это тот же жертвенник, о котором шла речь в Откровении 8:3—5, с которого возносились молитвы святых.
Четыре ангела. Пророк уже раньше видел четырёх ангелов, которые получили силу сдерживать ветры, чтобы они не дули (Откровение 7:1). Они обладали универсальной властью. Положение же этих четырёх ангелов носит локальный характер, т. е. местный, ограниченный местом.
Многие комментаторы, которые считают пятую трубу применимой к сарацинам, в шестой трубе видят время и власть турков. Полагая, что “четыре ангела” — это четыре султана Турецкой империи: Алеппо, Иноуниум, Дамаск и Багдад. Другие комментаторы видят в этих ангелах опустошительные силы, направленные против Западного мира.
Связанные. Этим ангелам было запрещено действовать, пока не прозвучит шестая труба.
Евфрат. Комментаторы, которые относят шестую трубу к власти турков придают и буквальное толкование к Евфрату, именно в том смысле, что отсюда, с этого района действий турки вошли в Византийскую империю. Но ввиду того, что такие имена как Содом, Египет (Откровение 11:18), Вавилон (14:8. 17:5. 18:2. 10:21) носят символический характер в Откровении, то другие комментаторы придают символическое значение также Евфрату (16:12). Замечая при этом, что для израильтян Евфрат был северной границей земли, которую они должны были завоевать (Втор 1:7, 8) и о чём мы и читаем в 3Цар 4:21. За Евфратом простиралась земля язычников, которые часто вторгались в пределы израильского народа (Иер. 1:14). Исходя из этой точки зрения, нужно сказать, что Евфрат в данном случае указывает на предел, границу, за которой Бог удерживал силы, пока не будут совершены Его суды в шестой трубе. Некоторые связывают Евфрат с тайной Вавилона, исходя из того, что если в последующих главах Откровения окончательное отступление представлено тайной Вавилона (17:5), и что женщина сидит на водах многих и так, как исторический Вавилон в действительности был расположен на водах Евфрата, то в данном случае Евфрат символизирует собой сосредоточие власти и силы подобно “тайне Вавилона” (ср. 16:12).
Четыре ангела. см. 14 стих.
Один час. Относительно выражения “на час и день, и месяц, и год” см. доп прим. ср. с 8:6.
Третья часть. см. 8:7.
Конное войско. Четыре ангела приводят в исполнение суды посредством большой конной армии. В древние времена конница считалась самой главной единицей армии. Следовательно, в данном случае выражение “конное войско” может символизировать быстроту и планы развёртывающихся событий.
Две тьмы тем. Т. е. двести миллионов. Конечно, число здесь символически указывает на неисчислимость и силы нападающих армий.
Я слышал. Иоанн слыхал это число и понял его значение.
Я видел. Описание коней и всадников выдержано в рамках еврейского обратного параллелизма: вначале кони, затем всадники, описание их и затем снова возвращение к описанию людей.
Брони. Т. е. верхнее одеяние людей.
Огонь. Т. е. пламя. Возможно, что не только всадники казались пророку такими же ослепительными, воинственными, но и вся эта движущаяся военная мощь представлялась ему в таком страшном “пламенном” виде.
Гиацинт. Цветок, напоминающий нашу фиалку или вообще как указание на тёмно—синий цвет. В данном случае, возможно, что определяет запах, сопровождающий огонь. В одежде турецкой армии красный, синий и жёлтый цвета считались преобладающими. Огонь — указывает на красный цвет, сера — на жёлтый.
Сера. Огонь и сера часто упоминаются в книге Откровения (9:18. 14:10. 19:20. 20:10. 21:8). О значении в смысле цвета см. выше в объяснении слова “гиацинт”. Огонь, дым, сера. Те же выражения, которые мы встречали при описании всадников. Здесь как “выходящие из рта коней”. Замена слова “гиацинтовые” на “дым” подтверждает уже вышесказанное мнение. В сравнении с описанием левиафана у Иова 41:19—21. Комментаторы, относящие шестую трубу к опустошительным действиям турецкой империи видят в выражении “огонь, дым, сера” ссылку на применение пороха и огнестрельного оружия, что в те времена уже было введено. Указывая при этом, что действительно, если на значительном расстоянии всадник стрелял, то создавалось впечатление, что изо рта лошади выходит дым.
Этих трёх язв. Так как суды эти и названы язвами, то это только укрепляет убеждение в том, что между трубами и семью последними язвами существует самая тесная связь (см. 8:6).
Третья часть. см. Откровение 8:6.
Сила. Греческое слово “власть”. По—видимому речь идёт только о конях.
Во рту их. Иоанн уже обрисовал этих лошадей, как убивающих людей огнём, дымом и серой, выходящих изо рта (см. 17 ст.).
Хвостах... Эти кони действовали как головами, так и хвостами. Сравните с саранчой в пятой трубе, ядовитое жало которых было в хвосте (10 ст.). Некоторые толкователи видят в этих “хвостах” ссылку на “конские хвосты”, как турецкие знамёна.
Прочие же люди. Большинство из людей не были истреблены этим грозным нашествием, и оставшиеся в живых не извлекали себе урока раскаяния и примирения с Богом на примере страданий других.
В делах рук своих. Особенное внимание обращено на идолов, которых они и сами делали (см. Втор 4:28. Пс. 134:15. Иер. 1:16). В наши дни люди, которые отдают всю силу своего разума на изобретение своих рук, а не делают ничего для Бога и Его царствия — находятся на одинаковой ступени осуждения с язычниками. Хотя и кажется, что в современных условиях, усовершенствованных человеком всё очень хорошо, но произведения рук человеческих могут настолько заполнить собой жизнь людей, как и в древние времена язычники служили богам деревянным и из других материалов (ср. Ин. 5:21).
Бесам. (см. 1-Кор. 10:20). Речь идёт о поклонении духам, что было обычным явлением в древнее время и до сих пор ещё имеет место среди отдельных языческих народов.
Идолам. Золото, серебро, медь, камень и дерево — перечисляются в их нисходящем порядке, по ценности материала.
Ни видеть... Интересно, что этим выражением “ни видеть” подчёркивается и особенно выделяется трагедия всей ничтожности идолов, что они даже не обладают тем обычным свойством, какое имеют животные, как например способность видеть, уже не говоря о достоинствах человека (см. Иер. 10:5. Дан. 5:23).
В убийствах своих. Грех идолопоклонства против Бога часто приводит к перечисленным в этом стихе преступлениям (см. 21:8. 22:15. ср. с Гал. 5:20).
Волшебство. Откровение 18:23.
Блудодеяние. Это слово обозначает всякое незаконное половое общение.
Воровство. см. 1-Кор. 6:10.
Одним из первых библейских толкователей, усматривающих власть турков в шестой трубе был швейцарский реформатор Генрих Буллингер (умер в 1575 г.), хотя Мартин Лютер всегда указывал на эту трубу, как на символ власти мусульманства. Тем не менее, что касается датировки этой трубы, а также и пятой трубы, то здесь мнения комментаторов имеют большое расхождение, хотя нужно и отметить, что большинство толкователей устанавливают дату пятой трубы на то время, когда сарацины пришли к власти и дату шестой трубы, когда Турецкая империя достигла наивысшей точки своей власти и господства.
В 1832 г Вильям Миллер сделал новый подход к датировке этих труб:связывая их хронологически. На основании принципа “день за год” (Дан. 7:25) Миллер вычислил пять месяцев в пятой трубе (Откровение 9:5), которые равняются 150 буквальным дням, а также вычислил и час, день и месяц и год в шестой трубе, которые равняются 391 году и 15 дням. До Миллера многие толкователи делали то же вычисление, но не связывали эти два периода хронологически. Миллер понимал, что период времени шестой трубы следовал сразу же после пятой, что составляло один целый отрезок времени 541 год и 15 дней, который брал своё начало с 1298 г, т. е. с момента первого нашествия турков на Византийскую империю, по 1839 г. Следовательно, согласно его точки зрения, эти две трубы — пятая и шестая символизировали собой Османских турков. Пятая их период и восхождение к власти, шестая — период их господства.
В 1838 г Иосиф Лич, один из помощников Миллера в проповеди о втором пришествии Христа изменил дату Миллера с 1299 г на 1449 г — для пятой трубы, и с 1449 г на 1840 г — для шестой трубы. За исходную точку в датировании пятой трубы, как начало её, Лич взял 27 июля 1299 г, когда произошла битва за Биффаима Никомедии, как первое нападение османских турков на Византийскую империю. 1449 г. он рассматривал как важнейшую дату Византийской власти, когда к концу 1448 г новый Византийский император Константин Палеолог обратился за разрешением к турецкому султану Мураду—2 взойти на престол, на что получил согласие последнего только 6 января 1449 г. Лич верил, что 150 летний период и был тем временем, когда османские турки “мучили” византийскую империю.
Как уже было сказано выше, Лич взял 1299 г за исходную точку начала пятой трубы и более точно выражаясь, 27 июля 1299 г — день битвы при Биффаиме. По его исчислениям пятая труба охватывала период исчисления в 150 лет. Этот период привёл его к 27 июля 1449 г, началу шестой трубы. Прибавляя к этой дате 391 год, он пришёл к 27 июля 1840 года. И ещё плюс 15 дней, и он пришёл к августу месяцу этого же года. Лич предсказал, что в этом же месяце будет низвержено господство турецкой империи. Тем не менее, вначале он не установил точного дня в августе. Но спустя некоторое время ещё раз внимательно исследую этот период времени он заявил, что падение Турецкой империи произойдёт 11 августа: абсолютно точное число, если считать от 27 июля 1840 г.
Всё это же время весь мир следил за событиями происходящими в Турецкой империи. В июне месяце, 1839 г Мухамед Али, паша из Египта, вассал султана, восстал против своего правителя. Он разбил турков и взял в плен их флот. В это критическое время умер Мухамед—2, султан Турции, и министр его преемника Абдула Меида предложил Мухамеду Али мирные переговоры, вследствии которых к последнему переходили наследственные угодия паши в Египте, а его сын Ибрагим получил право наследия в Сирии. Однако Британия, Франция, Австрия, Пруссия и Россия — будучи глубоко заинтересованы в Ближнем Востоке, вмешались в эти переговоры и настаивали на том, чтобы между турками и Мухамедом Али не было никакого соглашения без их согласия. Переговоры затянулись до лета 1840 года и 15 июля Британия, Австрия, Пруссия и Россия подписали Лондонский договор, в котором решили прибегнув к оружию расторгнуть соглашения, достигнутые турками и Мухамедом Али. Как раз это было то время, о котором заявил Лич, а именно, что 11 августа власть турков придёт к концу. В этот день турецкий эмиссар Рифат Бей прибыл в Александрию с условиями Лондонской Конвенции. В тот же день вышеупомянутые государства получили сообщение от султана, спрашивающего их о дальнейших указаниях относительно всего этого вопроса. Ему было сообщено, что условия “договора выполнены”, но он не знал, что всё это означало бы. Лич объяснил все эти события как потерю Турцией её независимости.
Все эти события, связанные с предсказаниями Лича оказали своё большое влияние на всех людей, имеющих отношение к движению Миллера. И действительно, толкование Лича сыграло свою важную роль в том, что утвердило веру многих и даже неверующих людей в пророческом вычислении 2300 вечеров и утр, проповедуемых Миллером и его приверженцами. Таким образом, этот исторический факт, имевший место в 1840 году послужил важным вкладом в ожидании людьми второго пришествия Христа спустя три года.
Одно становится ясным, что комментаторы и богословы, если взять в целом, далеко расходятся в своих мышлениях и выводах по вопросу пятой и шестой труб. Но мы принципиально придерживаемся нижеуказанных рамок: (1) Значение символики. (2) Греческое значение слов. (3) Исторические события и даты. Ограниченные возможности данного комментария не позволяют нам подойти к этому вопросу широко, со всех точек зрения.
Христиане АСД комментируя пятую и шестую трубы придерживаются точек зрения, изложенных Иосифом Личем.
Другие комментарии на книгу Откровение | ||
Содержание | На главную страницу | Библия |